Новости Академия Академики Проекты Партнеры
Карта сайта
Главная / Академия / Из истории

Из истории

В международной художественной жизни можно найти культурные образцы для многих наших начинаний. Были они для Академии графического дизайна. С одной стороны, это ИКОГРАДА, Международный совет ассоциаций по графическому дизайну. Но главным ориентиром стала международная ассоциация АГИ, "Альянс график интернасьональ". "Что же это за клуб избранных? АГИ лишь с трудом можно назвать организацией. АГИ – это синтез дружбы, проявление уважения к личности и творчеству, выражение чувства взаимной симпатии, которое в профессиональной среде обнаруживает себя не так уж часто. Истинная цель АГИ – воздать почести художникам, которые внесли значительный вклад в развитие графического искусства в своей стране и одновременно добились международного признания". Это цитата из статьи "АГИ – профессиональный суперклуб" Яна Райлиха-старшего в журнале Greatis. Примерно в таких словах и была сформулирована идея нашей Академии графического дизайна.

Тогда, в начале 90-х, во времена тотального распада, в известной формуле культуротворческой деятельности "сохранить и преумножить" более важен был акцент на первой ее части, на сохранении профессиональных ценностей, по крупицам собранных старшим поколением, на передаче культурной эстафеты. Но прежде всего надо было "воздать почести", хотя и заведомо запоздалые и достаточно символические, тем, кто отдал профессии не годы, а десятилетия, кто сформировал отечественную школу графического дизайна, тем, кто принес ей славу на международной арене во времена, когда дизайна не было, а дизайнеры были.

Учредительное собрание Академии состоялось 20 ноября 1992 года. Все участники его – лауреаты профессиональных конкурсов, то есть не только званные, но и уже избранные – авторитетными международными жюри. Нужно было лишь оформить то, что и так уже сложилось само по себе – содружество лауреатов международных конкурсов. 23 апреля 1993 года Академия прошла регистрацию в Управлении юстиции г. Москвы Минюста Российской Федерации. В сентябре 1993 года она была принята в члены-корреспонденты ИКОГРАДА, где Россия никогда не была представлена. В июле 1995 года Академия стала постоянным членом ИКОГРАДА.

За прошедшие годы академики приняли участие в работе более чем 150 отборочных комитетов и жюри различных конкурсов, представляли Академию во всевозможных экспертных советах. Академия проводила проектные семинары, организовывала творческие акции, для участия в которых привлекались многие дизайнеры, составившие некий актив Академии, собственный академический круг мастеров графического дизайна. Поддержку Академии оказывали и продолжают оказывать ее партнеры – "Агей Томеш", "Витрина А", "Дубль В", "Линия График", "Регент" и другие компании и студии.

Академия – организатор Московской международной биеннале графического дизайна "Золотая пчела" и целого ряда дизайнерских выставок. Она учредила собственные награды: "Диплом Академии графического дизайна", "Диплом имени Вадима Лазурского", приз "Вадим". В издательском активе Академии – журнал Greatis (Москва, 1992–1994), альбом "Лучшие знаки и логотипы 1990–1995" (Москва, 1995), календарь-акция "Простая красота букв" (Москва, 1999), альбом Fusion International 2002 (Токио, 2000), несколько международных плакатных акций.

Забота Академии о передаче опыта новым поколениям дизайнеров-графиков нашла свое воплощение в учреждении в 1997 году Высшей академической школы графического дизайна на базе Московского училища прикладного искусства (колледжа). Академики преподают и в Полиграфе, в Строгановке и в других художественных учебных заведениях

Таким образом, в деятельности Академии акцент в исходной формуле постепенно переместился на вторую часть – с "сохранения" на "преумножение" проектной культуры графического дизайна, на задачи по её развитию. При этом Академия сохранила свой статус, состоящий, по определению Бориса Трофимова, "в независимой позиции авторитетного собрания творческих личностей". Само существование такого собрания в профессиональном пространстве графического дизайна задает ему некую творческую, культурную и этическую планку, служит точкой отсчета актуальной художественной жизни.

Сергей Серов